Для получения необходимой степени обжатия
Для получения необходимой степени обжатия бетона выпуски арматуры (особенно стержневой) в данной конструкции должны иметь значительную длину, так как при малой длине их удлинение при распираний плит ничтожно и обжатие стыка будет недостаточным. Длинные свободные выпуски увеличивают ширину швов, а следовательно, и объем работ по их омоноличиванию.
В большинстве вариантов стыков с выпусками из проволочной арматуры почти невозможно достигнуть одинаковой длины всех выпусков. При соединении их штырем отдельные выпуски при распираний плит оказываются слабо натянутыми, другие же при перенапряжении получают большие усилия, а иногда и разрываются. Это также ведет к недостаточному обжатию стыка.
При разработке конструкции предварительно напряженных плит для опытного строительства проектным институтом «Мосинжпроект» в некоторых конструкциях покрытий было предложено осуществлять напряжение стыков с помощью клиновых домкратов. Конструкция такого стыка показана на 52.
Научными работниками Всесоюзного заочного инженерно-строительного института разработана конструкция предварительно напряженного стыка с использованием для напряжения плоских домкратов и растворной инъекционной установки . Схема устройства предварительно напряженного стыка данной конструкции показана на 53. Отличительной особенностью его является то, что в качестве плоского домкрата здесь используется элемент плоскосворачиваемой стальной трубы, представляющей собой плоскую ленту, состоящую из двух стальных полос (шириной 180—200 мм, толщиной 1—1,5 мм), сваренных по кромкам. После укладки плит в покрытие и сварки выпусков закладных деталей элемент трубы устанавливают в зазор между плитами, равный 15—20 мм.
Через гибкий шланг и патрубок от растворной установки в элемент трубы подают под давлением раствор. Давление от стенок трубы передается на торцовые грани плит с одинаковой силой во всех точках. Торцовые грани плит вдоль стыка получают предварительное напряжение, величина которого может быть получена в широких пределах. После окончательного твердения раствора выступающую часть трубы над поверхностью плит срезают абразивом.
Элемент плоскосворачиваемой трубы и раствор, с помощью которого создается давление в трубе и напряжение в стыке, выполняют две задачи: вначале они как домкрат создают напряжение в стыке, а затем после отвердения раствора и срезки выступающей
Части служат материалом заполнения (омоноличивания) стыка между сваренными закладными деталями. После отделки получается жесткий стык, в котором кромки плит и раствора ограничены плотно сжатыми с двух сторон листами стали, предохраняющими их от разрушения при наезде колес автомобильного транспорта. При таком способе стыкования плит исключается возможность просадок и перекосов плит по высоте; при правильной технологии изготовления плит и напряженного стыка получается ровная ездовая поверхность покрытия; высокопрочный и плотно прилегающий к стенкам плоской трубы раствор предохраняет основание от попадания поверхностной влаги.
Основным недостатком стыков со сварными соединениями является применение электросварки, что усложняет использование таких соединений в сборно-разборных покрытиях и при замене отдельных плит в покрытиях капитального типа в случае их износа или при вынужденном вскрытии дорожной одежды.
Указанные недостатки могут быть устранены при применении для напряжения стыков резьбовых (муфтовых и болтовых) соединений, разработанных также во ВЗИСИ . Такие стыковые соединения были применены при строительстве сборного покрытия из крупноразмерных предварительно напряженных железобетонных плит в г. Днепропетровске.
В предварительно напряженных плитах (54), с муфтовыми соединениями, концевые части рабочей арматуры, предназначенные для стыкования на необходимую длину, не имеют сцепления с бетоном. Концы арматуры могут быть изолированы обмазкой специальными мастиками или помещены в металлические, резиновые, пластмассовые или картонные трубки. Для возможности соединения стержней арматуры двух смежных плит между собой с помощью муфт на торцовых гранях плит оставляют специальные гнезда. При этом концы арматуры, расположенные в гнездах, не доходят до плоскости торцовых граней плит на 0,5—1,0 см. После изготовления плит на выступающие концы арматуры надевают муфты (стаканного или другого типа) и приваривают упорные шайбы.
В результате затягивания муфт (завинчивания стаканов или стяжных болтов) на стержни передаются растягивающие усилия расчетной величины. В результате растяжения стержней стыкуемой арматуры на бетон будут передаваться сжимающие усилия, величину которых можно определить по усилиям в арматуре (с учетом всех потерь). Таким образом, в бетоне плит (в зоне стыка) создается предварительное напряжение. Величина обжатия бетона в зоне стыка будет определяться величиной расчетной нагрузки, конструкцией плит и резьбового соединения. Количество стыкуемых стержней и их диаметр определяется величиной предварительного напряжения в бетоне плит.
Основным преимуществом предварительного напряжения стыков с помощью резьбовых соединений, по сравнению со сварными, является быстрота монтажа покрытия, а в необходимых случаях (ремонт разрушенных плит, ремонт или прокладка подземных коммуникаций и т. Д.) И возможность быстрой его разборки. Особенно перспективными следует считать резьбовые соединения для строительства временных (сборно-разборных) построечных дорог. Такие соединения в конструкциях плит сборно-разборных покрытий обеспечат многократную их оборачиваемость.
Во временных покрытиях плиты можно укладывать «насухо», т. Е. Без омоноличивания или с укладкой встык между плитами специальной эластичной прокладки.
В покрытиях же капитального типа перед напряжением стыка при монтаже между плитами должен быть оставлен небольшой зазор (5—6 мм), который должен быть заполнен пластичным цементно-песчаным раствором, приготовленным на обычном или быстротвердеющем цементе. Заливка стыка раствором дает возможность обеспечить его водонепроницаемость, а также позволяет устранить отдельные неровности и дефекты (выколы) бетона в торцовых гранях плит, полученные в процессе их изготовления и
Транспортировки. Устранение же неровностей способствует более правильному распределению сжимающих усилий в бетоне плит.
В покрытиях капитального типа одновременно с напряжением может быть осуществлено склеивание плит. При применении склеивания и предварительного напряжения места стыкования становятся не только равнопрочными любому сечению стыкуемых плит, но и водонепроницаемыми.
Наиболее известными и апробированными клеями для жесткого соединения между собой бетонных и железобетонных изделий являются клеи, приготовляемые на основе эпоксидных смол, а также цементные клеи, имеющие высокие показатели по прочности и адгезионным свойствам.
В сборно-монолитных покрытиях автомобильных дорог с жесткими стыками необходимо устраивать температурные швы, руководствуясь указаниями по устройству таких швов в монолитных покрытиях. Конструкции этих швов могут быть различными. В одном из вариантов предусмотрено: торцовые участки плит в зоне температурного шва укладывать на подшовные плиты и заполнять шов резиной, усиленной стальными полосами (55). Резиновая прокладка специального профилия армирована стальными полосами, расположенными вдоль температурного шва. Крайние полосы соединены со смежными плитами стальными штырями. Вся конструкция шва и концевые части плит опираются на подшовную плиту.
Проектным институтом «Мосинжпроект» разработана конструкция шва расширения по типу подвижной гребенки (56),. Основу шва составляют левая и правая гребенки, вырезаемые из неравнобоких уголков сечением 125x80x12 мм. Гребенки крепятся к плите путем сварки рабочей арматуры непосредственно с левой гребенкой и с накладкой правой гребенки. Применение накладки, которая непосредственно сваривается с рабочей арматурой, прижимая гребенку, дает возможность перемещать ее в некоторых пределах вдоль шва, что упрощает укладку плит в покрытие. Возможны также и другие варианты конструкций швов расширения.
Tweet
При монтаже сборного покрытия< Предыдущая | Следующая >Основы конструирования и расчета сборных покрытии автомобильных дорог |
---|